воскресенье, 30 июля 2017 г.

Кто такой дефектолог и как он может помочь ребенку с ЗПР

Многие родители пугаются, услышав рекомендации о том, что их ребенку нужен дефектолог. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. Это тот же учитель или педагог, только для маленьких, для дошколят.

 Какие же функции выполняет дефектолог?


 Во-первых, дефектолог проводит полное и подробное обследование ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития. Определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

 Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

 В-третьих, работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей дошкольного возраста.
Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР является формирование психологической и познавательной основы для полноценного развития его личности.

Дефектолог формирует:
  познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи.
 познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности.
При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.
В нашем Центре дефектолог работает в тесном контакте с неврологом, психологом, логопедом и родителями.

 Учитель-дефектолог проводит только индивидуальные занятия. 
Индивидуальные занятия проводятся по следующим дисциплинам: 
- ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории); 
- развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории). 

 Ознакомление с окружающим миром 

Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов. 

 Развитие элементарных математических представлений 
Математическое развитие является мощным инструментом: 
- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.); 
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.); 
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций); 
- подготовки к школьному обучению. 

 На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог: 
- развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение; 
- стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ; 
- совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки; 
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени; 
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам. 

 Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. 
 Однако, родителям нужно понимать, что большую часть времени ребенок проводит в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!

1 комментарий: